Интерактивный зал в историческом парке на ВДНХ
Задача
Завершить экспозицию «Рюриковичи» интерактивным залом и не поехать крышей.

Решение
Спроектировать, разработать концепцию и построить зал на 100 м². Сделать игры для трёх интерактивных панелей.
В 2019 году 57 павильон ВДНХ, посвященный истории России, реконструировали: добавили новую экспозицию по второй половине XX века, обновили выставочную застройку и флагманские выставки «Рюриковичи» и «Романовы». В них сделали десять залов с упором на интерактивные технологии и взаимодействие посетителей с экспонатами. Компания «Милх», которая занималась этими залами, пригласила нас подрядчиком для работы над одним из них.
Какая была задача
У нас было 100 м² в последнем зале выставки «Рюриковичи», историк-разработчик, дизайн-студия и никакого опыта подобных проектов. Нужно было разработать концепцию зала, реальные и интерактивные объекты, дизайн и освещение, всё это заказать и построить, изучить и заполнить горы технической документации.

И главное — согласовать с заказчиком и исполнить в фантастически короткие сроки.
Почему взялись за этот проект
Казалось бы, где корпоративное обучение, и где строительство зала на ВДНХ. Мы думаем так: исторический парк — тоже образование, в котором можно погружать людей в контекст, создавать интересную атмосферу и геймифицировать процесс. Для нас это опыт создания постоянной геймифицированной площадки с образовательным контентом, который могут увидеть и испытать сотни людей каждый день.
Что мы сделали
Так как наш зал — последний на выставке, мы объединили в нём три аспекта истории правления Рюриковичей: экономическую, военную и архитектурную. Экспозицию назвали «Русь сквозь века».

Чтобы в зале было приятно находиться, а экспонаты — удобно рассматривать и просто с ними взаимодействовать, мы задумали нестандартный каркас, обшитый деревянными панелями. Для него составили инженерный и архитектурный планы, заказали схему освещения, наняли бригаду для монтажа.

Вкратце, из чего состояла экспозиция ↓
Настенные панно
Три из четырех стен зала отвели под панно с инфографиками об экономической, военной и архитектурной жизни эпохи Рюриковичей.

Экскурсия по выставке от автора ↓
Физические объекты
Самая сложная и долгая часть. Нам хотелось, чтобы в зале были не только инфографики и интерактивные доски, но и физические объекты — посетители любят с ними фотографироваться и взаимодействовать вживую. Чтобы сшить костюмы, смоделировать и построить два трона, собрать арбалет, экспонаты для купеческого стола и книгу летописей — и чтобы всё это выглядело реалистично, — мы привлекли команду через знакомых из ВГИКа. Всего над проектом работало 20 человек.
Интерактивы на сенсорных экранах
Мы разработали игры для пяти 42-дюймовых экранов. Сразу запланировали их простыми, чтобы могли играть дети — их на выставке больше всего. Достаточно было, чтобы посетители могли что-то поделать руками и проассоциировать игры с собой. Вот как они работали:
В вашем возрасте
Очень простой интерактив: вводите свой возраст — и вам рассказывают, что делали в этом возрасте исторические личности эпохи Рюриковичей.
Цари и князья
Можно поиграть за одного из русских царей и князей — и принять важные государственные решения. От них будет зависеть исход игры.
Собери Русь
Сложная игра, в которой нужно объединить разрозненные княжества в одно государство в правильном порядке.
Всё содержание, исторический контент и игровые механики сделал менеджер проекта, историк и разработчик Максим Шаров. Визуальную концепцию, дизайн зала, инфографики и игры — дизайн-студия Tetraform. Огромную работу проделала команда инженеров, архитекторов, 3D-моделеров, художников по костюмам, реконструкторов, декораторов, монтажников и строителей, без которых ничего бы не получилось.
С какими сложностями справились
Чтобы проект состоялся, пришлось справиться с бюрократией, разладом коммуникаций, двухмесячными согласованиями и ошибками подрядчиков. Что мы не учли на входе в такой большой проект:

Коммуникации. Ни до проекта, ни во время не был понятен весь состав стейкхолдеров. Они менялись и были доступны в разное время.

Спасало положение, что менеджер новой выставки мог принимать решение на месте, выдерживал давление с обеих сторон и успешно всё решал. Всё работало, потому что человек был заинтересован в результате и умел строить коммуникации.

Согласования. Главное, что мы поняли: согласовывать надо каждый шаг, со всеми, кто может иметь на этот счёт мнение, и чем раньше, тем лучше. Например, каркас согласовывали месяц, исторический контент — три.

Обычно субподрядчик не может договориться с этими людьми сам: мы либо принимаем и переделываем, либо уходим из проекта, оставив его недоделанным и с юридической ответственностью. Оставлять проект нам не хотелось.

Другие проблемы. Реконструкция парка — огромный проект, на котором подрядчики иногда не согласовывали свои действия. Например, лаком покрыли систему датчиков на 200 000 ₽. После этого наш менеджер практически поселился на площадке — чтобы никто ничего там не делал без его ведома.

Просто чтобы чем-то завершить этот список: у нас украли 20 м² досок и туру.
Итоги: плюсы и минусы проекта
На входе в проект мы очень недооценили риски, не установили границы и процедуры взаимодействия. Из-за этого проект получился долгим, эмоциональным и тяжелвым.

Но всё было не зря. Когда мы визуализировали этот зал, нам всё нравилось — так и получилось в реальности. Мы получили опыт закупок, проектирования, строительства, работы с контентом и визуальным повествованием. Ещё плюсы: полтора десятка новых знакомств для следующих проектов и новые компетенции — для команды. Теперь каждый месяц итоги нашей работы видят 15 000 посетителей Истпарка в 57 павильоне ВДНХ.
Команда проекта
Худрук
Артур Гобеев
Арт-директор
Саша Свердловская
Поддержал боевой дух и не дал бросить проект на середине
Привлекла в проект родителей-архитекторов, сделала весь дизайн зала
Менеджер проекта
Максим Шаров
Согласовал 300 страниц замечаний, поселился на площадке и выжил
Сделала игры для интерактивных панно и пережила свой первый проект с нами
Дизайнер
Дина Уфимцева
Мы любим сложные задачи про обучение, интерактивные и игровые технологии
Расскажите, какая у вас задача, и мы свяжемся, чтобы предложить решение.
Made on
Tilda